Денис Мацуев | 21 марта 2025 года, 22:35

Интересную мысль недавно услышал про то, почему на фортепианной сцене так много китайцев, и почему с ними часто свзывается больше потрясающая, виртуозная техника, но часто слабая эмоциональность. Мысль была в том, что китайская речь не способствует эмоциональному интонированию — это отражается на музыкальной фразировке, художественной выразительности. Китайский тональный язык, в котором высота гласных в четырех позициях служит различным смыслам слов, не имеет того, что есть в традиции европейских языков — выражения интонацией в речи как эмоций человека. А естественным для китайцев является выражение эмоции — жестами, которые в свою очередь прекрасно ложатся на сложную картину национального танца, китайского театра. Но не на музыку. Кроме этого, для китайца копирование того, что делают лучшие в мире, значит гораздо больше, чем попытка сделать что-то свое, индивидуальное. Собственно, мы это и не только в музыке видим.

Денис Мацуев на вопросы корреспондента, как в Китае практически на пустом месте удалось создать настоящую музыкальную империю ответил: «Потому что они подают свою культуру как национальный продукт. Сегодня, если в семье рождается мальчик, он чуть ли не автоматически попадает в музыкальную школу».

Комментарий по слабому интонированию — слабому по сравнению с очень сильной техникой — относится к средней массе, но не к топовым пианистам, конечно. Но этих топовых среди китайцев больше, чем среди кого-либо еще. Например, из заметных Ланг Ланг (Lang Lang), Ли Юньди (Yundi Li), Ван Юйцзя (Yuja Wang), Ву Муйе (Muye Wu), Чжан Хаочэнь (Haochen Zhang), Лю Цзи (Ji Liu).

Вот подумываю, может стоит писать про пианистов и композиторов, как я иногда пишу про художников. Там прорва интересного, но в фейсбуке так себе заходят музыкальные видео.

(На приложенном видео человечку 2.5 года)

Оставьте комментарий