Юваль Ной Харари: Нексус информации и реальности | 07 декабря 2024 года, 21:31

Купил в аэропорту книжку Харари Nexus. Вообще его в последнее время в публичных выступлениях заносит во что-то странное, и книжку я покупать изначально не хотел, но в магазине что-то зачитался первой главой и взял. И вот первые 100 страниц пронеслись незаметно.

Очень интересный взгляд на мир и вообще мысли и факты. Буду конспектировать для себя, делюсь тут, вдруг интересно и вам.

Например, размышления про то, что такое информация.

По Харари, это совсем не то, что информирует нас о вещах, а то, что образует связи между уже имеющимся в мозге, и Харари вводит емкое описание этого — ставит вещи «в формацию» (in formation). «Гороскопы ставят влюбленных в астрологические формации, пропагандистские передачи ставят избирателей в политические формации, а маршевые песни ставят солдат в военные формации.»

Иными словами, информация позволяет создавать новую реальность, где массы людей приходят к согласию о ценности концепции или создают новые способы генерировать информацию.

Информация иногда представляет реальность, а иногда — нет. Но она всегда соединяет точки в сеть — это её фундаментальная характеристика.

Про реальность. По Харари, истина — это точное представление определенных аспектов реальности. Реальность объективна, но сложна и включает в себя как минимум множество точек зрения.

Никакая информация не может представить реальность полностью, так как любое описание фокусируется на одних аспектах, игнорируя другие.

Это, кстати, отвечает на вопрос что же тогда изучает история. Задумайтесь, ведь к любое событию было подключено огромное число глаз и ушей, не говоря уже о мозгах, которые информацию из множества глаз и ушей только усложняют.

Согласно его теории, главная функция информации — создавать связи между людьми и формировать сети (религиозные, социальные, политические и т.д.). Примером приводится Библия, которая, несмотря на многочисленные ошибки в описании реальности, объединила миллиарды людей, создав религиозные сообщества.

Харари считает, что технологии увеличивают объем и скорость информации, но не гарантируют рост истины и мудрости.

Во второй главе он пишет про важность историй и про баланс правды и порядка.

По Харари, именно истории позволили первым людям сотрудничать через цепи «человек-история», а не только через личные связи, как это до сих пор у обезьян, например. Сложная мысль, но примеры объясняют: католическая церковь (1.4 млрд людей объединены Библией), глобальная торговля (истории о валютах, брендах, корпорациях и т.д.).

Бренды — это истории, ассоциирующие продукт или личность с определенными ценностями или эмоциями. Пример: Coca-Cola связана с радостью и молодостью, несмотря на проблемы, такие как ожирение или загрязнение.

Харари вводит новый термин — интерсубъективная реальность как расширение объективной (камни, горы, астероиды) и субъективной (эмоции, боль, удовольствие). Дело в том, что истории могут не быть (и часто не бывают) правдивыми. Но они создают реальность, в которую начинают верить. Религия на этом живет. Очевидно, что про Иисуса как историческую фигуру неизвестно ничего, а как интерсубъективную реальность известно миллиардам.

Он вводит «формулу» баланса правды (законы природы, непреложные факты и т.д.) и порядка (политический, экономический, культурный), . Для выживания, информационные сети должны его удерживать. Он утверждает, что часто порядок легче сохранить через фикции и мифы, чем через правду. Например, очевидно «правдивая» дарвиновская теория эволюции подрывает религиозные мифы, что вызывает сопротивление.

Привилегирование порядка над правдой может привести к мощным, но опасным сетям (например, нацистская Германия). Соответственно, правда компенсируется фикцией разного типа: религиозные догмы, национальные мифы, легенды, идиологии.

Про фикции: Харари утверждает, что все человеческие политические системы базируются на фикциях, которые помогают поддерживать социальный порядок. Признание фикции как созданного людьми конструкта упрощает ее изменение, но усложняет ее принятие, так как люди могут задавать вопросы: «Почему я должен следовать этому, если это просто человеческое изобретение?»

Из интересных примеров — Конституция США, которая начинается со слов, что ее была создана людьми. Такой подход дает возможность ее изменения. Это, например, позволило через 100 лет отменить рабство 13-й поправкой. А вот Десять заповедей, например, начинаются со слов, что их происхождение божественно. Это исключает возможность изменений, так как любой пересмотр воспринимается как богохульство.Например, в Десяти заповедях рабство признается нормой (10-я заповедь запрещает лишь зависть к рабам соседа, но не сам институт рабства).

Российские цари, например, утверждали, что правят по воле Бога. Мусульманские халифы опирались на Коран как на высший источник права. Китайские императоры провозглашали себя «сынами неба».

Он пишет, что истина необходима для прогресса, но она должна сочетаться с фикциями, которые объединяют людей и что успешные общества — те, которые используют правду для адаптации и прогресса, но при этом сохраняют порядок через вдохновляющие и объединяющие фикции.

Делиться еще подобным? Я уже на несколько глав вперед ушел, там еще интереснее

#raufnexus

(есть продолжение — тыкайте на тег)

Оставьте комментарий