Сегодня обсуждали Джеймса Уистлера — американского художника-импрессиониста конца 19 века. В молодые годы он учился в российской Императорской Академии Художеств. Тогда Николай II пригласил его отца, инженера, строить железную дорогу Питер-Москва, и вся семья несколько лет пожила в России.
Сильно позже у него был суд против арткритика Рёскина, который назвал Уистлера “шутом, который просит двести гиней за то, что он плеснул ведро краски в лицо публике”.
Судья Холкер тогда задал вопрос Уистлеру, почему тот за картину, которая писалась лишь два дня, просит две сотни гвиней (инженер получал треть гвинеи в месяц, ботинки стояли половина гвинеи). На что Уислер отвечает, что он берет деньги не за два дня, а за знание, которое получал всю жизнь, чтобы за два дня написать картину.
Sir John Holker: The labour of two days, then, is that for which you ask two hundred guineas?
Whistler: No, I ask it for the knowledge I have gained in the work of a lifetime.
Эта история очень интересно перекликается с тем, что приписывается Пикассо (но у Уистлера она хотя бы не выдуманная). К Пикассо по легенде подошла женщина и попросила что-то нарисовать на смятой им салфетке, добавив, что готова заплатить, сколько скажет художник. Пикассо протянул салфетку со словами “10000 долларов, мадам”. “Но вы сделали это всего за 30 секунд!”, возмутилась женщина. “Нет”, ответил Пикассо, “У меня это заняло сорок лет”. (Как и любая легенда, сумма, секунды, и года меняются от пересказа к пересказу)
А суд Уистлер выиграл, но судебный процесс полностью разорил художника, и всё имевшееся у него имущество было распродано для оплаты долгов, возникших в связи с оплатой процесса.
https://artsandculture.google.com/entity/james-abbott-mcneill-whistler/m0jt1_


