Национальное достояние: Загадка распродаж Екатерининского наследия | 13 июня 2021 года, 23:07

Когда я делал небольшой ресерч про Екатерину Великую, чтобы помочь себе вспомнить, за что ее стоит уважать, я наткнулся на факт, что именно она, как “просвещенный монарх”, внесла огромный вклад в формирование национального художественного собрания. Многие картины, которые мы можем сейчас видеть в музеях России и мира, были выкуплены Екатериной Второй из европейских коллекций. Рубенс, Рембрандт, Ван Дейка, и многие другие стали украшением Эрмитажа как раз в то время. «Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и лоджий Рафаэля, из 38 000 книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10 000 резных камней, приблизительно 10 000 рисунков и собрания естественно-научного, заполняющего две большие залы»

Оказалось, что большая часть этого достояния была продана Анастасом Микояном Америке в 1929-34 годах для получения средств для индустриализации страны. Всего было отобрано 2880 картин. В числе ушедших картин был Ян Ван Эйк, Тициан, Рембрант, Боттичели, Рафаэль. Например, «Благовещение» Ян Ван Эйка, «Портрет Изабеллы Брандт» Ван Дейка, «Поклонение волхвов» Сандро Боттичелли , «Иосиф, обвиняемый женой Потифара» Рембрандта и “Венера с зеркалом” (или “Туалет Венеры”) Тициана выставляются в Национальной Галерее Искусства у нас в Вашингтоне. Тысячи работ раскиданы по музеям страны и мира, много в музеях Нью-Йорка.

Тогда же продали и яйца Фаберже, синайский кодекс. “Ночное кафе” Ван Гога тогда тоже ушло американскому коллекционеру и филантропу Стефану Кларку. Кстати, Йельский университет несколько лет назад выиграл суд у потомка российского коллекционера Пьера Коновалофф, который считал, что после революции “Ночное кафе” была незаконно национализирована Советским союзом, и требовал за это материальную компенсацию.

Инициатива по распродажам исходила от Наркомата торговли, который в 1926 году возглавил А. И. Микоян – тот самый, который мясокомбинат. Доход от продаж составил не более одного процента от валового дохода страны и значимого влияния на ход индустриализации не оказал, зато 31 декабря 1933 начали работу все девять цехов Московского мясокомбината, а на следующий год он получаил имя Микояна. Так что Докторская, Любительская, и Чайная колбасы в России оказались связаны с именами Ван Дейка, Рембранта и Рафаэля вот таким интересным образом.

Оставьте комментарий