Вшами и вакцинами: история борьбы с сыпным тифом в нацистской Германии | 13 января 2024 года, 09:15

Есть такая студия подкастов, “Либо-либо”. Они делают очень хорошие и познавательные каналы (много). Вот сейчас слушаю последний эпизод про сыпной тиф и вши на канале “Почему мы еще живы”.

Там в числе прочего рассказывается, как Вейгель изготавливал вакцины для тифа.

Мы помним, что вакцина – это ослабленный или убитый возбудитель инфекции, или его фрагменты, которые вводят в организм здорового человека, чтобы его иммунная система впоследствии смогла справиться с таким же возбудителем, но уже живым и агрессивным. Вакцины просто выращивают в лабораториях, но конкретно бактерии сыпного тифа в пробирках и чашках Петри расти не хотели. Кроме того, из всех живых организмов они выбирали только человека и вшей, которые никого кроме человека не ели. Так что заставить их заражать лабораторных животных было почти невыполнимой задачей.

Что же сделал Рудольф Вейгль? Он откармливал вшей. Процесс выглядел так: к бедру человека привязывали специальные маленькие деревянные коробочки с сетчатым дном, которое пропускало хоботок вши, но не саму вшу. Клетки крепились сразу по несколько на ногу с помощью эластичных бандажей. Сидя в этих коробочках, насекомые сосали кровь. Потом клетку отстёгивали. После этого насекомых убивали пятипроцентным раствором кислоты, доставали из них спирокеты, промывали и получали культуру убитых бактерий, чтобы таким методом создать вакцину. На одного человека нужно было обработать от 80 до 120 вшей. Вакцина была нужна в промышленных масштабах, а потому Рудольфу требовались тысячи добровольцев. Вшей кормил весь цвет Львовской интеллигенции: там были математики Стефан Банах и Владислав Орли, геоморфолог Альфред Ян, ботаник Серин Женев и, в будущем, великий польский поэт Збигнев Герберт. Всех их называли фидерами, то есть кормильцами. Каждый питал примерно 25,000 вшей в месяц. Работа, конечно, была так себе. Несмотря на увеличенные порции хлеба и свекольного джема, фидеры поголовно страдали от анемии. Но это было абсолютно точно лучше, чем расстрел на месте или концлагерь.

Помимо прочего, Вейгль сотрудничал с польским подпольем. Например, тот самый поэт Збигнев Херберт был в АКОВ, то есть членом польской военной организации Армии Крайовой, которая устраивала диверсии войскам Вермахта. А ещё АКОВ помогали провозить излишки вакцины в Львовское и Варшавское гетто. Немцы хотели выморить евреев сыпным тифом, но эпидемия в гетто остановилась, словно бы сама собой.

В 1944 году, когда к Лембергу снова подступала Красная Армия, город вошёл в состав Украинской ССР. Вейгль уехал оттуда в польский Краков, где возглавил институт исследования тифа. Ещё несколько лет он изучал болезнь и преподавал в Польше, которая стала страной Восточного блока, то есть под контролем Советского Союза.

А еще интересно, как вши этот сыпной тиф передают человеку.

Выяснилось, что микроб риккетсия находится в кишечнике вши, но как же он попадает в человека? Например, малярийный плазмодий содержится в слюне комара и попадает в кровь при укусе. Тут всё логично. А как со вшами? Дело в том, что вши, питаясь кровью, оставляют экскременты. Паразит оказываются на коже человека неподалеку от места укуса. Место это зудит, и человек начинает его сильно расчесывать, буквально втирая инфицированные фекалии в микроссадины. Рикетсии проникают в клетки кровеносных сосудов и активно там размножаются.”

Советую послушать, у них уже несколько сезонов вышло только “Почему мы еще живы”, а кроме этого там есть и Колмановского подкасты и разное другое.

Оставьте комментарий