Мои первые шаги в мире платежных карточек | 10 января 2024 года, 10:33

24 года назад в России уже были платежные карточки и я тогда работал в процессинговом центре. Довольно интересный опыт. По теме вообще ничего не гуглится, поэтому стоит оставить тут для памяти.

Это было примерно в 1998-1999 году. Времена как говорится были тяжелые, хотя для меня как-то все легко пролетело. Студент РГРТА, общага, гитара, пиво, вечеринки. В общем, меня как-то занесло работать инженером в КБ Станкобанк, в процессинговый центр UnionCard. Схема была такая: было около 50 торговых точек, поддерживающих UnionCard. Еще было около 20 предприятий (заводы-фабрики), где такими картами выдавали зарплату или ее часть (“зарплатный проект”). Ну потому что иначе бы не выдавали ничего или продукцией завода. И я там занимался всем подряд — ездил по заводам и с трибуны рассказывал, почему и где на этот кусок пластика они могут купить еды. Ездил по магазинам и рассказывал кассирам, как принимать эти карточки и проводил к кассе провода. А в офисе у нас вдоль стенки стояли сервера, и там периодически нужно было что-то в консоли делать. На серверах крутилось что-то под управлением Novell Netware (Кстати, название фирмы Novell было предложено женой основателя, которая ошибочно полагала, что «Novell» означает по-французски «новый»).

Так вот, схема была такой. Покупатель приходит в магазин с картой. Кассир набирает номер колл-центра. Ну как колл-центра, он звонит просто в офис, там сидят две девочки. Кассир сообщает номер карты и сумму. Девочки подтверждают, что остатка хватает. Кассир продает товар, девочки помечают как проданный. Там еще были “слипы” и “импринтер”. Короче, импринтер — это такая пластмассовая хреновина, куда вставлялась карточка, листочек с «копиркой» (“слип”), и вжик-вжик на под «копиркой» отпечатывался номер карты. Собственно, эмбоссированный номер на картах до сих пор встречается, хотя импринтеров наверное нигде нет. Операция помечается как pending, и дальше банк ждет слипов из магазинов. Приходит слип – операция из pending превращается в завершенную. Было выпущено по крайней мере 50000 карт.

Дальше магазин по сути, продал условные яйца и хлеб человеку, и банк становится должен магазину денег за яйца и хлеб. Тут на сцену выходила компания ФПК Инвест. У которой в активах было все подряд от охранной фирмы до медиаактивов. В общем, эта компания отгружает сети магазинов условно муку, чтобы покрыть долг. А муку она эту обменяла на станки. А станки ей дают те самые предприятия, которые бы рады были бы этими станками платить зарплату, но станки тяжелые, и работники сопротивлялись. В общем, всем счастье. Это называлось “взаимозачет”.

Union Card, несмотря на свое иностранное название, был проектом самарской компании “Процессинговый центр Юнион Кард”. В свое время в сеть входили много банков, и наш был одним из них. Потом их купили “Национальные кредитные карточки”, потом объединили с UnionPay китайской. В общем, ушло в прошлое. Толком уже ничего не гуглится из версии 1999 года.

Оставьте комментарий