Главное отличие всех (10-15) зарубежных проектов, где я работал последние шесть лет от 10-15 компаний в России до того, в том, что тут ни разу не было срача по работе — публичного или видимого мне. Разумеется, люди есть люди, и у каждого есть свои бзики и поводы бесить окружающих, но есть ещё и культура, в которой не является приличным выносить такое за пределы непосредственных участников. Такой подход создаёт иногда свои проблемы. Например, в проекте может долго находиться некомпетентный специалист или менеджер, и все просто терпят, падает эффективность. Или просто не считают это своей проблемой. Как результат, часто проект, в России планирующийся на год и занимающий два, у нас планируется на два и занимает три.
В целом, демонстрация негативных эмоций в присутвии непричастных – слабость как менеджера или специалиста. Если считаешь, что сотрудник Б лажает, лучше помоги, чем указывай какой баран этот сотрудник Б. Тихо помогать или публично – тут уже вопрос самопиара, для результата это не важно. Кроме очевидной пользы проекту или компании, этот сотрудник Б потом вырастет и не забудет (Как в том анекдоте про Павлова, которого укусила собака, выросла, и забыла, а Павлов вырос и не забыл).
Разумеется, это не в каждом проекте и не в каждой компании так. Мой опыт просто не идёт ни в какое сравнение с коллективным опытом читателей этого поста. Но 10-15 проектов (=компаний), куда меня заносило на разных ролях, вроде достаточно для предварительных выводов. В России считается нормальным указывать на недостатки в работе человека из соседнего отдела, в работе, в которой ты никто, а он пусть и молодой и неопытный, но специалист. В России считается нормальным переходить на личности, и критиковать человека, а не результат его работы. Так не только в России, а почти в любой азиатской стране на локальных проектах. Вот такое наблюдение
